В 1961 году на острове Родос по инициативе митрополита Никодима было созвано так называемое Всеправославное совещание, на котором присутствовали экуменически настроенные представители Поместных Церквей.
В 1976 году вторично собрался форум, названный Всеправославным предсоборным совещанием, уже не скрывая, что его цель – подготовка к проведению «восьмого вселенского» собора.
Но воплотить в жизнь свою мечту созыва «восьмого вселенского», в котором в первую очередь нуждаются экуменисты для утверждения своей ереси, митрополиту Никодиму не удалось в связи с неожиданной смертью у ног папы римского Иоанна Павла I 5 сентября 1978 года. Следуя экуменической традиции, папа прочитал отходную митрополиту Никодиму и его отпели в католическом храме.
Обстоятельства смерти Ротова оказались глубоко символичными – он был большим почитателем католической «церкви», посвятил Папе Иоанну XXIII свою докторскую диссертацию, а каждую поездку в Рим воспринимал как «паломничество к апостольскому престолу».
По своим религиозным взглядам Никодим явно тяготел к католичеству. Например, он публично восхищался католическими соборами, утверждая, что в них якобы есть истинное величие в отличие от наших, менее просторных православных храмов. Опубликовано немало личных свидетельств служения Никодимом «приватных месс» по латинскому обряду.
В августе 1969 года глава русских католиков «епископ» Андрей Катков по приглашению митрополита Никодима (Ротова) прилетал в Москву. Во время посещения приходских православных церквей, по благословению митрополита Никодима, его встречали по архиерейскому чину, настоятели и молящиеся подходили под благословение, и некоторые московские владыки даже благоговейно лобызались с ним.
Через месяц состоялось первое в истории официальное паломничество из Русской Церкви к святыням Рима. Митрополит Никодим (Ротов) вручил ордена Св. Владимира 1-й степени кардиналам Эжену Тиссерану и Янсу Виллебрансу; префекту восточной конгрегации кардиналу Максимилиану де Фюрстенбергу была подарена панагия, а ректору Полю Майе – наперсный крест. Кульминацией паломничества стала торжественная «божественная литургия», которую митрополит Никодим совершил в русском католическом храме Св. Антония в сослужении протоиерея Бориса Глебова, иеромонаха Кирилла Гундяева (нынешнего Патриарха) и некоторых священников. Ектении возглашал диакон Андрей Мазур (ставший патриаршим архидиаконом). Присутствовавшие католики приступили к причастию, предвкушая наступление евхаристического общения между Москвой и Римом.
Впечатляющим жестом было пожалование мантии с плеча митрополита. Поль Майе писал: «На прощанье – 18 октября 1969 года – он сказал: «Я оставляю вам самое ценное, что я вожу с собой – мою зеленую мантию митрополита».
В 1969 года заслугами митрополита Никодима постановлением Священного Синода РПЦ МП до таинств были допущены русские «старообрядцы» и римские католики. Но вскоре это скандальное постановление отменили.
Нужно сказать, что с символичной смертью митрополита Никодима проповедуемая и усиленно насаждаемая им ересь экуменизма не перестала существовать в Русской Церкви, поскольку он успел оставить после себя плеяду своих учеников, которых в свое время сумел рукоположить в священный сан и поставить на руководящие должности. Сейчас дело Ротова продолжают: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), экзарх Украинской Церкви митрополит Владимир (Сабодан), экзарх Белорусской Церкви митрополит Филарет (Вахромеев), митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров) и др.
Одним из ближайших и любимых учеников митрополита Никодима был тогда архиепископ Выборгский, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).
Первый ученик владыки Никодима никогда не скрывал, что считает своим долгом довести дело своего покойного учителя до конца. А идеалом и главной мечтой Ротова было «воссоединение с великой церковью запада» через проведение «восьмого вселенского» собора.
Похоже, теперь архиереи-никодимовцы решили, что настал подходящий момент для возобновления неудачной попытки своего учителя – владыки Никодима – обмануть Церковь, представив дело так, будто бы общение в Таинствах с еретиками-католиками не является актом вероотступничества, попадающим под страшные прещения святых канонов.
Главное: перед своей смертью митрополит Никодим причастился из рук папы римского, т. е. своим последним действием на земле явно засвидетельствовал свое единение с папской «церковью». Конец – всему делу венец! Может быть митрополит Никодим (Ротов) и был православным, но умер он католиком. «В чем застану, в том сужу», – говорит Господь. А ученикам «великого» аввы следовало бы уважать религиозный выбор своего учителя и посмертно не навязывать ему Православие, действительно отвергнутое при жизни.
Но достойный ученик Ротова – Кирилл (Гундяев) искусственно возбуждает память о безславно почившем своем учителе как о достойном поборнике Православия. Так, по сообщениям многих официальных сайтов, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 8–13 октября посетил северную столицу. Во время Патриаршего визита, 12 октября, в Петербурге прошли торжества по случаю 80-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова). В честь этой даты в Александро-Невской лавре совершалась панихида по владыке Никодиму, а также прошла конференция, посвященная его «духовному наследию».
В настоящее время никодимовцами заняты все ключевые посты в Русской Православной Церкви. Следовательно, мы получим духовное наследие никодимовской политики, которая имеет ярко выраженное экуменическое направление, размывающее основу Православия, которое так бережно хранили русские люди на протяжении веков. И сегодня такая соблазнительная экуменическая активность митрополита Никодима предлагается русскому православному народу в духовное наследие.
По материалам сайта Восьмой вселенский собор.